Курс: «Физика и механика», модуль «Усложнённые задачи»
Наблюдательная вышка
Самая крупная птица в мире — африканский страус. Рост этой удивительной птицы больше двух с половиной метров, весит она до 150 кг. Однако страус не летает и никогда не мог бы подняться в воздух из-за своего веса, зато он хорошо бегает и прыгает, как на фотографии выше. Кубинская колибри-пчёлка — не только самая маленькая на свете птица, это ещё и самое маленькое теплокровное животное на Земле. Самец длиной всего 5 см от клюва до хвоста весит примерно столько же, сколько две канцелярские скрепки. Самки немного крупнее, но они кажутся крохотными по сравнению с некоторыми жуками и бабочками. И, кроме того, как следует из названия птицы, эта колибри едва ли больше, чем пчела.
Задание
Орнитологи изучают птиц в их естественной среде обитания. Для этого им нужно удобное место, защищенное от ветра и непогоды. Часто орнитологи строят специальные укрытия, из которых они смогут наблюдать за птицами так, чтобы птицы их не замечали и вели себя естественно. Как правило, орнитологам приходится заниматься наблюдениями на большой высоте, поэтому они строят наблюдательные вышки и на них устраивают для себя укрытия.

Ваша задача заключается в том, чтобы спроектировать и построить как можно более высокую и устойчивую вышку для наблюдения за птицами.
Учебные цели
Учащиеся научатся
  • применять на практике:
    – знания о простых машинах, механизмах и конструкциях;
    – навыки творческого конструирования;
  • общаться и работать в команде;
  • проверять «чистоту» эксперимента и безопасность механизмов.
Дополнительно потребуется (по желанию)
  • Материалы для маскировки.
  • Материалы, обеспечивающие безопасность, например, ворота, лестница, ограждения, лампочки.
Установление взаимосвязей
Чтобы облегчить процесс проектирования, посоветуйте учащимся посмотреть на картинку в начале урока и прочесть сопроводительный текст. Можно также прибегнуть к помощи Интернета, чтобы побольше узнать, какими бывают наблюдательные башни и какие укрытия сооружают орнитологи в разных частях света. Обсудите с ребятами, какие ограничения и какие особенности конструкции им придется учесть при проектировании.

Подведите учащихся к тому, чтобы они применили свои знания и умения к выполнению задания этого урока. Задайте такие вопросы:

  • Как будет действовать ваша наблюдательная вышка? Какие детали вам потребуются?
  • Как обеспечить прочность конструкции вышки?
  • Как сделать так, чтобы конструкция вышки была устойчивой?
  • Как добиться, чтобы вышка не раскачивалась на ветру?
  • Как орнитологи будут забираться в укрытие?
  • А как они будут доставлять в укрытие необходимое оборудование?
  • Что нужно, чтобы наблюдательная вышка не была заметна на фоне окружающей природы?
Рефлексия
В заключительной части занятия попросите ребят поразмышлять над созданными ими моделями и над процессами, которые в этих моделях происходят. Пусть учащиеся:

  • проведут испытания и оценят характеристики своей наблюдательной вышки, определив:
    – насколько хорошо она скрывает тех, кто на ней прячется;
    – насколько просто ее использовать;
    – насколько хорошо она вписывается в окружающую среду;
    – насколько она безопасна;
  • зарисуйте или сфотографируйте свои конструкции;
  • опишут, как работает модель и что можно в ней изменить, чтобы добиться лучших характеристик;
  • объяснят, каким образом они обеспечили безопасную эксплуатацию модели;
  • кратко отметят, что в проекте получилось удачно и что бы они хотели усовершенствовать.
Предлагаемый вариант модели
Made on
Tilda